Основные подходы к составлению плана воспитательной работы на основе
ФГОС
Современный
национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно-нравственного
развития и воспитания
Важнейшей целью
современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного
гражданина России.
В
сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
·
готовность и способность к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни,
индивидуально-ответственному поведению;
·
готовность и способность к реализации
творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности,
социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного
образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
·
укрепление нравственности, основанной на
свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности
поступать согласно своей совести;
·
формирование морали как осознанной личностью
необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
·
развитие совести как нравственного самосознания
личности, способности формулировать
собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль,
требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку
своим и чужим поступкам;
·
принятие личностью базовых национальных
ценностей, национальных духовных традиций;
·
готовность и способность выражать и отстаивать
свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и
поступки;
·
способность к самостоятельным поступкам и
действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за
их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
·
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм,
способность к преодолению трудностей;
·
осознание ценности других людей, ценности
человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности,
умение им противодействовать;
·
свободолюбие как способность к сознательному
личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию
в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом,
Россией, будущими поколениями;
·
укрепление веры в Россию, чувства личной
ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся должно обеспечить:
·
осознание себя гражданином России на основе
принятия общих национальных нравственных ценностей;
·
готовность граждан солидарно противостоять
внешним и внутренним вызовам;
·
развитость чувства патриотизма и гражданской
солидарности;
·
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание
межэтнического мира и согласия;
·
осознание безусловной ценности семьи как
первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации, Отечеству;
·
понимание и поддержание таких нравственных
устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших
и старших, ответственность за другого человека;
·
бережное отношение к жизни человека, забота о
продолжении рода;
·
законопослушность и сознательно поддерживаемый
гражданами правопорядок;
·
духовную, культурную и социальную
преемственность поколений.
В
сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся должно содействовать:
·
укреплению и совершенствованию демократического
федеративного правового государства с республиканской формой правления;
·
повышению доверия к государственным институтам
со стороны граждан и общественных организаций;
·
повышению эффективности усилий государства,
направленных на модернизацию страны;
·
укреплению национальной безопасности.
Традиционными
источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской
Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия,
природа, человечество.
Базовые
национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных
ценностей (представлений):
·
патриотизм
– любовь к России, к своему народу,
к своей малой Родине, служение Отечеству;
·
социальная
солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь,
достоинство;
·
гражданственность
– служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и
правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
·
семья
– любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота
о продолжении рода;
·
труд и
творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость;
·
наука
– ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
·
традиционные
российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни
человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на
основе межконфессионального диалога;
·
искусство
и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
·
природа
– эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
·
человечество – мир во всем мире,
многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное
сотрудничество.
II. ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2013/2014 УЧ.ГОД
Цель: формирование положительной
Я - концепции обучающегося школы I ступени на основе ФГОС.
Задачи:
·
Социальные - защита ребенка, помощь
ему по всем направлениям, включение в
систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями
с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности,
реализация ФГОС через внеурочную
учебную деятельность и программу воспитательной работы лицея
·
Диагностические – изучение
личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной
организации системы воспитания.
·
Воспитательные - воспитание
понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в
ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание
здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой
самореализации каждого учащегося.
·
Здоровьесберегающие - охрана
здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика,
укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в
физкультурно-оздоровительную деятельность.
|