Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» ( РКМЧП)
«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:- Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
- Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
- Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
- Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения. Ответим на вопрос: «Что же такое критическое мышление?» Приведем цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление» [ ]. Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности. R. Paul (США) предложил разграничивать критическое мышление в «слабом» и «сильном» смысле. Так, использование анализа и аргументации с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в «слабом» смысле. Напротив, человек, прибегающий к критическому мышлению в «сильном» смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них. Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии ЧПКМ. Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак: Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого: - актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа: - получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ: - выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения. Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании. Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа, некоторые из которых приведены в Приложении 4. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни. Описание техник технологии РКМЧП | | | | Стадия (фаза) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы данной фазы | Стадия вызова | Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы, | на которые хотел бы получить ответ. Информация, | полученная на первой стадии, выслушивается, | записывается, обсуждается, работа ведется | индивидуально - парами - группами. |
| - Вспоминают и анализируют имеющиеся знания | по данной теме; | - систематизируют информацию до ее изучения; | - задают вопросы, на которые хотят получить ответы; | - строят предположения о содержании текста, исходя | из заголовка, выделенных слов и т.д.; | - публично демонстрируют свои знания с помощью | устной и письменной речи. |
| 1. Составление списка известной информации по вопросу. | 2. Рассказ-активизация по ключевым словам. | 3. Систематизация материала (графическая): | кластеры, таблицы. | 4. Верные и неверные утверждения; перепутанные | логические цепочки и т.д. |
| Стадия осмысления | Сохранение интереса к теме при непосредственной | работе с новой информацией. | Непосредственный контакт с новой информацией | (текст, фильм, лекция, материал параграфа), | работа ведется индивидуально – парами – группами. |
| - Читают или слушают текст, используя предложенные | педагогом активные методы чтения; | - делают пометки на полях или ведут записи по | мере осмысления новой информации. |
| Методы активного чтения: | 1. Маркировка с использованием значков | «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся | на полях справа). | 2. Ведение различных записей типа двойных дневников, | бортовых журналов. | 3. Поиск ответов на поставленные в первой части | урока вопросы. |
| Стадия рефлексии | Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, | установление причинно- следственных связей между | блоками информации; | Творческая переработка, анализ, интерпретация | изученной информации, работа ведется индивидуально | – в парах – группах |
| - Соотносят новую информацию со «старой», | используя знания, полученные на стадии осмысления; | - классифицируют и систематизируют, рождение новых | целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы; | - своими словами выражают новые идеи и мысли; | - обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою | точку зрения; | - анализируют собственные мыслительные операции и чувства; | - самооценка и самоопределение. |
| 1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, | дополнений в сделанные на первой стадии. | 2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. | 3. Ответы на поставленные вопросы. | 4. Организация устных и письменных круглых столов. | 5. Организация различных видов дискуссий. | 6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе. | 7. Исследования по отдельным вопросам темы. | 8. Творческие, исследовательские или практические задания на | основе осмысления изученной информации. |
|
|
Категория: Мои статьи | Добавил: n@t@ (22.09.2013)
|
Просмотров: 2523
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|