Я листаю свой школьный альбом. С фотографий на меня смотрит девочка с огромным белым бантом, в коричневом платье с белым воротничком и манжетами, в белом ажурном фартуке. С октябрятским значком – это второй класс. В пионерском галстуке – это класс пятый. Но неизменно в строгой школьной форме.
Для нас школьная форма была неотъемлемым атрибутом и символом школьной жизни. Да, платье было темно-коричневое, шерстяное, неуклюжее… Зато какие мы вязали сменные манжеты и воротнички – сами! И чуть ли не устраивали неофициальные турниры на звание «Самой Рукодельницы», с завистью рассматривая, у кого узор получился замысловатее. Да, фартук был либо черный, либо белый. Но он – равно как и воротничок с манжетами – всегда должен был быть чистеньким и идеально выглаженным. Иначе тебе было бы не просто стыдно - очень стыдно! И я каждый день перед походом в школу гладила свой фартук, а раз в неделю отпарывала воротнички и манжеты, стирала их и вновь пришивала.
Я понимаю, что все эти реалии кажутся сегодняшнему школьнику абсолютной дикостью и казармой. Но это учило дисциплине и аккуратности!
Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года
Недавние опросы показали, что 49% россиян за введение школьной формы, 51%, соответственно, против. Таким образом, мнения разделились почти ровно напополам.
Что думают учителя?
По мнению преподавателей, форма дисциплинирует и мобилизует учеников. Сложно заниматься делом в том же, в чем ты отдыхаешь или развлекаешься. Кроме того, на школьных собраниях звучит важная мысль: ученики с детства должны воспринять определенные правила ношения одежды. Что бы мы ни носили в школе, в жизни взрослого человека понятие дресс-кода играет важную роль. Если человек приходит устраиваться на работу в шортах или в рваных джинсах, шансов на успех у него практически никаких. Разрешая школьникам появляться на уроках в чем попало, мы разрушаем у них понятие о том, как одеваться к месту.
К странам, в которых существует школьная форма, можно отнести: Великобританию, Индию, Ирландию, Австралию, Сингапур, Южную Африку, Японию, Кубу.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code).
Что значит выразить себя?
Маленький ребенок, натягивая правый ботинок на левую ногу, таким образом выражает себя. Если ему не позволять самостоятельно одеваться, он не станет личностью. Но если ребенку не объяснить – много-много раз – что правый ботинок надо надевать на правую ногу – он всю жизнь будет самовыражаться только самым примитивным способом. Так и со школьной формой. Если в школе самовыражение подростков будет сводиться к одежде, они не научатся выражать себя на более высоком уровне. Девушки научатся делать идеальный макияж и со вкусом подбирать топик к мини-юбке, мальчики научатся натягивать майку поверх водолазки так, чтобы это выглядело очень стильно, но этому можно научиться и без школы. Именно школьный порядок может открыть подростку нехитрую истину, что самовыражение в одежде - лишь первая ступень самовыражения. В школе нужно эту ступень переступить.